+7 (499) 503-00-85 контакты
  • скрыть
  • О компании
  • Отрасли
  • Области экспертизы
  • Продукты
  • Услуги
  • Поиск
  • Контакты
  • полная версия сайта
  • О компании
  • Отрасли
  • ИТ-инфраструктура
  • Программные продукты
  • Безопасность
  • Сопровождение ИТ
  • Главная
  • О компании
  • Публикации
  • Сквозная верификация данных предприятия

Публикации

Сквозная верификация данных предприятия

20.02.2020

Виталий Морозов, руководитель центра PLM компании LM Soft

Промышленные предприятия ощутимо разнятся между собой в части ИТ-ландшафта. Тем не менее в рамках отдельно взятого предприятия всегда можно говорить о едином информационном пространстве. И хотя степень этого единства является величиной переменной, само по себе такое информационное пространство в принципе является средой, закрывающей потребности предприятия в части управления информацией на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) продукции. И при использовании разных решений и подсистем данной среды неизбежно возникают вопросы, требующие постоянной верификации.
Для примера возьмем типовую ситуацию на условном машиностроительном предприятии: из письма смежников становится известно о произведенных изменениях в одном из узлов, поставляемых для комплектации изделия. Предположим, что вопрос согласован, и необходимо эти изменения учесть и внедрить. Логика диктует сделать следующие шаги:

·         спланировать ряд активностей;
·         выявить и сформировать требования к проводимым изменениям;
·         идентифицировать базовую конфигурацию в процессе управления ею;
·         в среде цифрового проектирования (например, Multi-CAD) обеспечить актуальность конструкторской документации смежников;
·         провести изменения в моделях применяемой на предприятии CAD-системы;
·         актуализировать график;
·         провести инженерные расчеты и согласовать изменения;
·         сформировать новую утвержденную конфигурацию.

1_1.jpgОчевидно, что все эти мероприятия так или иначе затрагивают основные функциональные направления в типовой среде управления жизненным циклом (PLM), и при их реализации неизбежно возникают вопросы и задачи, связанные с верификацией данных и объектов. Так, в рамках календарного планирования необходимо понимать, как контролировать факт того, что весь объем конструкторской документации по текущему проекту сдан в обозначенные сроки. При управлении требованиями придется определять, как проводить их верификацию для обоснования проектных решений. Кроме того, понадобится обеспечить соответствие версий 3D-моделей и чертежей AutoCAD, а в части управления расчетными данными – конструкторских данных и версий аналитических расчетов. Наконец, необходимо верифицировать и управление конфигурацией, то есть понять, выйдет ли проект за рамки бюджета по стоимости и по срокам при проведении изменений, а также выявить всю цепочку компонентов структуры, которые будут затронуты изменениями.
Конечно, это далеко не полный набор необходимых задач верификации, и понятно, что корректно их осуществить в полном объеме можно лишь с использованием механизмов согласования данных и информационных потоков в автоматизированном режиме. Между тем именно такие механизмы автоматизированной верификации реализованы в разработанной LM Soft платформе управления полным жизненным циклом. И в данной статье мы постараемся показать, как детальная верификация сведений о фактическом исполнении работ на каждом этапе жизненного цикла, а также возможности PLM-платформы LM Soft в части управления требованиями позволяют полностью автоматизировать функции контроля над изменениями и соблюдением целевых критериев эффективности программы производства.

 Календарное планирование

В части управления проектами программное решение LM Soft обеспечивает весь набор типовых возможностей для решения задач календарного планирования, но при этом еще и реализует взаимосвязи с проектными данными, требованиями, рабочими процессами (workflow), обеспечивая, таким образом, широкие возможности автоматизации.


1_2.jpgВзглянем детальнее на процесс планирования в системе LM Soft. Сформировав расписание с вложенным списком задач, ответственный сотрудник имеет возможность назначить исполнителя задачи, выбрав его из списка зарегистрированных в системе пользователей в корреляции с графиком загрузки ресурсов. А вот дальше каждая задача в модуле планирования автоматически связывается через ссылку с конкретным, например, заранее созданным, объектом в системе. Иными словами, уже на этапе планирования обозначается результат выполнения задачи, который связан с физически созданным в системе объектом, даже если еще не определена сущность этого объекта и сам он де-факто не имеет своего воплощения нигде, кроме как в ИС.
В качестве реализации такого сценария можно обеспечить со стартом каждой задачи календарного плана запуск соответствующего ей рабочего процесса. При этом в модуле управления рабочими процессами можно задать условия завершения крайнего этапа процесса только в том случае, если приложенный объект (результат выполнения задачи) имеет, например, статус «Согласовано». Иными словами, работа будет считаться завершенной только при наличии гарантированного ожидаемого результата, согласованного с «заказчиком» этой работы. Кроме того, в качестве объекта согласования можно указать и комплект конструкторской документации, а в качестве справочных данных – перечень требований к комплекту и согласовывать комплект лишь при полном соответствии приложенным требованиям.
Таким образом, имея комплекс инструментов в составе модуля управления проектами, рабочими процессами и требованиями в составе единой среды, можно обеспечить контроль целевых событий, таких как комплектность разработанной конструкторской документации. Применяя инструментарий по описанному сценарию, предприятие может получить в свой ИТ-ландшафт комбайн, обеспечивающий верификацию требований. Ведь это действительно важно – иметь картину взаимосвязанных задач календарного плана, которые автоматизированно управляются через рабочие процессы с показателем степени завершенности в процентах. А они, в свою очередь, собирают воедино с целью управления процессом, к примеру, проведения изменений, такие объекты, как требования и проектные решения. Через трассировочные связи эти разнородные объекты образуют нейросеть проекта, которая позволяет в любой момент времени понять статус работ по любому объекту.

Управление требованиями

Сегодня на рынке есть решения по управлению требованиями под любой запрос предприятия – по крайней мере, на уровне рекламных заявлений. Но так ли это? Действительно ли под любой запрос? Реально ли вендоры задумывались о потребностях пользователей инженерного контура? Или это притянутые к желаемому решения, которые изначально были «заточены» под задачи управления требованиями при разработке программного обеспечения?
Анализ показывает, что, к сожалению, ситуация именно такова. Те, кто пытался адаптировать систему управления требованиями, созданную для нужд разработчиков ПО, под потребности инженеров-конструкторов или технологов, да еще таким образом, чтобы она гармонично встроилась в процессы какого-нибудь конструкторского бюро, однозначно подтвердят, что занятие это неблагодарное. Ведь задача по управлению требованиями при проектировании сложного технического изделия машиностроительного толка все равно при этом остается незакрытой.
Между тем в рамках PLM-решения LM Soft становится возможным обеспечить автоматизацию процессов управления требованиями в инженерном контуре. Для этого мы предлагаем для начала погрузить процесс проектирования изделия в единую среду на всем протяжении ЖЦ. Таким образом, именно PLM-система начинает обеспечивать единое информационное пространство в масштабе всего предприятия. И в этих условиях, имея PLM-среду как основу для цифровизации разнородных процессов и привнесения в нее любых информационных объектов, уже не представляет труда сделать эти объекты и процессы управляемыми.
В такой среде можно легко настроить трассировку между всеми необходимыми объектами в составе комплексного цифрового макета, реализовать возможность обмена информацией между доменами знаний в процессе управления конфигурацией и обеспечить заинтересованных лиц в любой момент времени легитимной актуальной информацией. В целом в своем решении мы сделали акценты на таких важных моментах, как:
·         интеграция со средой управления процессами разработки и проектирования;
·         управление жизненным циклом требований;
·         трассировка требований как между собой, так и с проектными решениями;
·         генерация выходных документов с сохранением структуры требований;
·         механизм обеспечения верификации данных;
·         интеграция с внутренними модулями и сторонними приложения.
Все это выгодно отличает комплексные интегрированные решения от одного вендора от разрозненного ПО. А требования и управление ими играют здесь одну из ключевых ролей.
Так уж выходит по логике вещей и на основании проектного опыта, что такой домен знаний, как управление требованиями, является средством и основой проведения верификации. Но в чем суть верификации? Верификацией называют проверку на соответствие предъявляемым требованиям. Но средства и методы проверки могут быть как автоматизированные, так и чисто ручные, силами ответственного специалиста.
В принципе ничего плохого в ручной проверке нет, ведь важно обеспечить их соблюдение по указанным в требованиях параметрах, обосновав эти параметры методологически с опорой на необходимые положения и стандарты и связав их с конкретными объектами требований. И вот тут ручной труд зачастую может быть эффективен только отчасти. Попробуйте удобно расположить в физическом мире требование из многолистового технического задания, проектное решение к нему в виде десятка листов текстового описания, кипу стандартов и положений, на которые опираются проектные решения, а еще ватман формата А0 с распечатанным календарно-сетевым графиком, где указана загрузка инженера, разработавшего проектное решение и многое другое.
Между тем в цифровой среде, по сути, реализуются те же действия, но при этом через ссылки и трассировочные связи видна вся картина взаимосвязей интересующего объекта. И все это – в рамках одной среды, включая и контент самих стандартов! Опираясь на требования и используя функциональность трассировки объектов между собой, инженер получает совершенный инструмент проектирования и верификации проектных решений. В едином комплексе в строгом соответствии с требованиями формируется цифровой макет изделия: конструкторские и расчетные данные, планы и задачи при управлении проектом, НСИ, данные сторонних CAD-систем и прочая необходимая информация. Именно поэтому так важно в корпоративной информационной системе обеспечивать комплексность, реализуя в рамках единой среды любой необходимый набор функций, и оперировать одними и теми же информационными объектами.


1_3.jpgПосмотрим на характерную картину взаимодействия различных областей управления технологическими и организационными процессами предприятия при создании нового продукта. В этой схеме обеспечивается формирование данных в части конструкторской подготовки в составе 3D-моделей, электрических схем и, при необходимости, программного обеспечения.
На стадии подготовки производства в службу закупок передается состав изделия, формируется перечень покупных изделий и материалов, необходимых для производства и сборки, подготавливаются диаграммы P&ID и изометрические схемы.
На этапе производства создается информационная модель тестового образца и отлаженный опытный образец в виде информационной модели «как построено», и уж совсем продвинутые озадачиваются формированием эксплуатационного состава. При проведении же изменений, как правило, начинаются сложности, потеря бюджета и срыв сроков.
А что будет, если добавить в эту картину составляющую, которая обеспечивает управление требованиями и функционально-логическое моделирование? Тогда появляется четкая картина, показывающая, что требуется от изделия. В следующей фазе система однозначно прописывает, для чего изделие предназначено (т. е. определяет функции) и как именно эти функции должны быть реализованы (т. е. задает логику). Затем осуществляется трассировка, и формируется стройная картина анализа, какие именно объекты будут затронуты изменениями в случае таковых. В результате для руководителя создается аналитическая панель, насыщенная настраиваемыми данными, которые позволят принять обоснованное и информационно поддержанное управленческое решение. Это ли не заслуживающее внимания решение, которое позволяет сэкономить бюджет проекта и остаться в графике?
Имея настолько всеобъемлющую картину на основе взаимосвязанных данных, далее уже можно говорить и о такой дисциплине, как управление конфигурацией. Без сомнения, это другой уровень зрелости предприятия, но разве не стоит стремиться его достичь, если таким образом можно повысить степень прозрачности и управляемости процессов?
В свою очередь, домен знаний, посвященный управлению конфигурацией, является настолько всеобъемлющим, что заслуживает отдельного рассмотрения как в отношении подхода, предлагаемого компанией LM Soft в этой области, так и в отношении информационно-программной поддержки процессов управления конфигурацией.


«Мы создаем интегрированную платформу управления разработкой и проектирования изделий» (Connect, 2020)
15.07.2020
Александр Кузьменко, LM Soft
Сквозная верификация данных предприятия
20.02.2020
Виталий Морозов, руководитель центра PLM компании LM Soft
Разделяй и властвуй. Модульный подход к разработке прикладных решений на «1С»
20.01.2020
Дмитрий Белозеров, системный архитектор LM Soft

«Мы формируем отечественные «лучшие практики» управления ЖЦ ракетно-космической отраслью» (Connect, 2019)
08.04.2019
Александр Кузьменко, LM Soft
Цифровая платформа ВС (Стандарт, 2018)
10.10.2018
Наталья Соболева, руководитель Центра компетенций  LM Soft по проектному управлению
«Реальное управление жизненным циклом изделия – это сборник задач на интеграцию» (Connect, 2018)
09.04.2018
Александр Кузьменко, LM Soft
Проблематика и решения в управлении ЖЦ сложных изделий в закрытом контуре (Connect, 2018)
27.02.2018
Виталий Морозов, руководитель направления индустриального управленческого консалтинга, компания LM Soft
Управление проектами в национальном масштабе (Connect, 2017)
31.10.2017
Наталья Соболева, начальник отдела экспертизы проектного управления компании LM Soft
«Код» решения проблем управления ЖЦ существует» (Connect, 2017)
03.07.2017
Александр Кузьменко, LM Soft
«Мы работаем по принципам Agile – решаем конкретные задачи, обеспечиваем качество решения и остаемся в тренде» (Connect, 2016)
01.06.2016
Александр Кузьменко, LM Soft
LM Soft формирует собственный научный центр
15.01.2016
Компания LM Soft приступила к формированию собственного научного центра для развития компетенций, управления знаниями персонала и сотрудников компаний-партнеров.
  • скрыть
  • О компании
  • Отрасли
  • ИТ-инфраструктура
  • Программные продукты
  • Сопровождение ИТ
  • Поиск
  • Контакты

© ООО «ЛМ Софт», 2025