08.04.2019
Подготовка к цифровой трансформации предприятий ОПК, набирающая обороты в нашей стране, невозможна без технологий и решений для управления жизненным циклом сложных технических объектов и систем. Участие в этом процессе компании «ЛМ Софт» заметнее с каждым годом, подтверждением чему служат выполненные и реализуемые в настоящее время проекты. О результатах некоторых работ рассказывает руководитель компании Александр КУЗЬМЕНКО.
– Мы традиционно беседуем с вами в преддверии Форума «ИТ на службе ОПК». Поэтому вначале хотелось бы узнать, какие результаты своей работы за прошедший год вы считаете нужным выделить? Какие изменения и тренды на вашем сегменте ИТ-рынка отметить?
– Конечно, мы всегда следим за повесткой на всех уровнях в тех отраслях, на работе с которыми сосредоточены. Это прежде всего промышленность, оборонно-промышленный комплекс, органы государственного управления. И непосредственно на примере наших заказчиков и партнеров мы внимательно наблюдаем за изменениями, происходящими в сфере информационных технологий.
А рассказать хотелось бы скорее о наших достижениях за прошедший год и планах по их развитию. Год был довольно насыщенным для компании с точки зрения реализуемых проектов и расширения области применения наших продуктов и решений. По большей части мы сконцентрированы на практических задачах. И здесь есть чем похвастаться.
Основной специализацией компании «ЛМ Софт» с момента ее создания является разработка и внедрение решений в области управления полным жизненным циклом (ЖЦ) сложных технических объектов и систем, промышленной продукции в первую очередь, для наукоемких отраслей промышленности и военно-промышленного комплекса. Команда специалистов с соответствующей экспертизой и опытом была создана изначально, при формировании портфеля программных продуктов было решено идти эволюционным путем. Первыми программными продуктами компании стали «ЛМ Софт: Проектное управление» и «ЛМ Софт: Управление НСИ».
Формирование системы управления жизненным циклом в комплексе подразумевает многоуровневую интеграцию процессов, организаций и данных всех участников ЖЦ изделия, от разработки до утилизации, в рамках единой концепции или программы жизненного цикла. Исходя из этого понимания, для первоочередной программной реализации мы выбрали проектное управление и управление НСИ, необходимые для сквозной интеграции деятельности участников программы ЖЦ и обеспечения информационной связности процессов и систем участников программы ЖЦ соответственно. Далее мы последовательно наращивали и развивали функциональность нашего ПО для полноценного охвата всего спектра задач управления жизненным циклом.
В прошлом году мы сделали очередной, но очень значимый шаг в данном направлении. Одним из стратегических проектов, который компания выполняет в интересах крупного предприятия ракетно-космической отрасли (РКО), является создание программного комплекса поддержки управления полным жизненным циклом изделия. Проект рассчитан на несколько лет, в его рамках мы ведем практическую отработку и апробацию как собственных идей в области управления ЖЦ, так и лучших мировых практик в области системной инженерии, PLM/PDM и т.п. Реализуя проект мы, с одной стороны, безусловно, получаем бесценный опыт решения комплексных задач в такой сложнейшей отрасли, как РКО, а с другой – по сути, формируем отечественную передовую экспертизу, будущие отечественные «лучшие практики» управления жизненным циклом изделий ракетно-космической техники. Это мы делаем совместными усилиями специалистов компании, заказчика и наших партнеров.
– В рамках этого проекта вы используете существующие решения компании?
– В рамках этого проекта мы создаем новые, расширенные решения. Безусловно, возможности и механизмы, отработанные в области проектного управления и управления основными данными, как иногда называют НСИ, легли в основу создаваемого программного комплекса. При этом появились совершенно новые программные компоненты. Постараюсь коротко их перечислить и охарактеризовать.
Создан компонент ведения данных о структуре и составе изделия и управления электронным формуляром уже конкретного образца (ЭФО). Он предоставляет возможность учитывать, хранить и анализировать широкий состав данных об изделии, включая структуру, сведения о комплектности, ресурсы и гарантии изготовителя, основные технические сведения, а также сведения о приемке и хранении, о движении изделий и составных частей, о выполнении эксплуатационных работ, о результатах контроля соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, состояния и работы изделия, о выполненных работах по техническому обслуживанию и ремонтам (ТОиР).
Возможности ЭФО обеспечивают функционирование ряда других компонентов, таких как: компоненты планирования и мониторинга ТОиР, управления запасами, управления материально-техническим обеспечением (МТО) и управления качеством, которые, в свою очередь, составляют функциональную основу интегрированной логистической поддержки изделия на всех стадиях ЖЦ, начиная с проектирования изделия.
Компонент планирования и мониторинга ТОиР позволяет настраивать параметры (стратегии) планирования работ, формировать технологические карты ТОиР, в составе которых можно учитывать нормы материалов, ЗИП и трудовых ресурсов. И кроме того, автоматически формировать планы-графики ТОиР на заданный временной период, вручную добавлять работы в планы-графики ТОиР, автоматически формировать заявки на выполнение работ ТОиР в соответствии с планом-графиком, проводить мониторинг и контролировать выполнение работ ТОиР.
Компонент управления запасами делает возможным автоматический расчет потребности в материалах и ЗИП на основании планов-графиков и технологических карт ТОиР, в том числе за определенный пользователем временной интервал, а также учет данных о наличии материально-технических ресурсов (МТР) на складах.
Компонент управления МТО позволяет формировать план поставок МТР на основании сведéния планов-графиков ТОиР и расчетов потребностей, автоматически генерировать заявки на поставку МТР, вести календарно-сетевые графики (КСГ) поставок МТР, проводить мониторинг и контролировать выполнение планов и КСГ поставок МТР.
Наконец, компонент управления качеством отвечает за учет рекламаций и дефектации, планирование и контроль выполнения работ по рекламациям, а также за ведение реестра показателей качества и отслеживание их фактических значений.
– Перечень результатов внушительный. Можно ли говорить о том, что компания планирует в дальнейшем работать преимущественно с предприятиями РКО?
– Повторюсь, мы очень гордимся и дорожим возможностью работать в интересах развития отечественной ракетно-космической отрасли, нашей космической техники, в чем-то, наверное, нашей национальной мечты.
Но это не означает, что наши новые разработки предполагают применение исключительно в данной отрасли. Уровень развития технологий технического управления ЖЦ, системной инженерии на сегодня таков, что позволяет – до определенного уровня – отделить структуру и состав процессов управления ЖЦ от собственно предметно-специфичного содержания объекта управления.
В принципе, именно для этого такие технологии и создавались, и примерно на этом уровне абстракции создается и функционирует программное обеспечение.
В чем смысл, например, такого понятия, как «моделеориентированная разработка»? Как раз в том, что процессы выстраиваются по отношению к цифровой модели как универсальному стандартизованному объекту, а вся специфика конкретного изделия инкапсулирована в самой модели. Переводя на язык привычных названий программных продуктов, можно сказать, что большая часть специфики остается на уровне моделей в PDM и CAD/CAxxx, а модели процессов и обеспечения ЖЦ управляются унифицированными параметрами, которые формируются в рамках предметных моделей. А если еще проще, тогда так: наши новые программные компоненты, равно как и созданные ранее, могут успешно использоваться в других отраслях.
И такие работы уже идут.
– Безусловно, ваш проект «в космосе» – не единственное достижение за прошедший год.
– Конечно, нет. Выполнен ряд проектов по внедрению технологий проектного управления для Объединенной судостроительной корпорации, НИЦ им. Н.Е. Жуковского, предприятий ОПК и энергетики. Продолжается развитие АИС проектного управления в Минпромторге России. Здесь важной вехой для нас стало создание мобильного приложения АИС проектного управления Минпромторга. Этот инструмент предназначен прежде всего для руководителя, который может в оперативном режиме просмотреть интересующую его информацию по ходу реализации программ и проектов, выдать поручение, получить обратную связь. Мобильный интерфейс разработан в исполнении для мобильных устройств на базе наиболее распространенных операционных систем iOS и Android.
– Другими словами, проектное управление в вашей деятельности остается приоритетным?
– Проектное управление остается для нас одним из приоритетов. Мы работаем и над расширением функциональных возможностей продукта, и над новыми форматами взаимодействия. Так, актуальной задачей в настоящий момент является переход к оказанию услуг на базе облачной инфраструктуры – в том числе в такой востребованной области, как проектное управление.
За последние несколько лет органы исполнительной власти совокупно потратили более миллиарда рублей на внедрение проектного управления (оценка получена путем анализа данных о государственных закупках). И внедряли, во-первых, далеко не все, а во-вторых, не всегда успешно.
При этом цели, задачи, да и процессы проектной деятельности у «федералов», а тем более у «регионалов» во многом совпадают, и они должны быть унифицированы.
Использование облачных решений в данном случае позволит существенно снизить затраты на внедрение и поддержку процессов проектного управления и к тому же обеспечить своевременную модификацию решений в зависимости от изменений нормативной базы. Нашими специалистами подготовлены все необходимые технические решения, сейчас мы находимся в процессе переговоров с потенциальными заказчиками и партнерами по вопросам практической отработки облачного решения для проектного управления.