Управление производственными фондами на уровне корпораций и холдингов
Основные производственные фонды (ОПФ), представляют собой материально-производственную базу хозяйствующих субъектов. В связи с этим, вопросы состояния и эффективного использования ОПФ актуальны для любой организации, на всех уровнях иерархической структуры управления производством.
Иерархическая структура управления основными производственными фондами делится на три основных уровня:
Государственное управление.
Корпоративное управление.
Управление предприятием.
Компания LM Soft предоставляет комплексные решения по созданию информационно-аналитических систем управления основными производственными фондами для отраслей промышленности и интегрированных структур.
Каждый уровень имеет свои цели, непосредственно связанные с управлением основными производственными фондами.
Государственное управление:
формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности;
обеспечение обороны страны и безопасности государства;
улучшение условий развития промышленности.
Корпоративное управление:
повышение эффективности существующих предприятий и создание новых производственных площадок;
повышение конкурентоспособности продукции.
Управление предприятием:
обеспечение безопасной эксплуатации физических активов;
оптимизация затрат и рисков;
поддержание производительности и технологической точности физических активов;
повышение экономической эффективности использования основных фондов.
Несмотря на различные цели, на каждом уровне решаются схожие задачи:
своевременное получение достоверных данных о состоянии и эффективности использования основных фондов;
наличие доступности к единообразной информации на всех уровнях управления;
возможность оценки рисков, возникающих при управлении производственными фондами и выполнении планов;
возможность оценки потребности в модернизации и развитии производства;
возможности оценки потребности в средствах на содержание (обслуживание), модернизацию и развитие основных фондов;
возможность контроля результатов произведённых инвестиций.
В настоящее время на каждом уровне управления ОПФ, вопросы информационной обеспеченности для принятия управленческих решений производятся посредством разных механизмов и способов получения информации, что приводит к заметному информационному разрыву между уровнями.
На уровне управления предприятием, управление ОПФ происходит посредством использования различных IT решений, (EAM, CMMS и др. системы), которые в основе совей специализированы на решении текущих оперативных задач, возникающих на низших уровнях управления, и не направлены на решение стратегических задач, возникающих на верхних (государственных и корпоративных) уровнях управления.
Верхние уровни управления (государственное и корпоративное управление), требуют принятия более глобальных решений, рассчитанных на реализацию в течении длительных иных периодов. Для удовлетворения потребностей в информации на верхних уровнях управления используются OLAP, BI и др. информационно аналитические системы.
Несмотря на всё многообразие IT решений, призванных удовлетворить потребности в получении информации на различных уровнях управления ОПФ, каждая из систем решает достаточно узкоспециализированные задачи своего уровня и слабо интегрируется с системами других уровней. Таким образом на рынке отсутствуют эффективные системы, которые могли бы удовлетворить в полном объёме все уровни одновременно, объединив их в единое информационное пространство.
Отсутствие эффективных механизмов управления основными производственными фондами для верхних уровней управления, приводит к необходимости сбора информации посредством различных форм отчетности. Данное решение не обеспечивают в полном объёме требуемой оперативности и точности данных. Информацию, полученную таким образом, трудно проверить на достоверность. При таком способе трудно проанализировать динамику изменений состояния и эффективности использования ОПФ во времени.
Одним из вариантов решения всех вышеперечисленных проблем является создание единого комплекса управления ОПФ, разработанного на базе мировых достижений в области управления активами, объединяющего все уровни управления в единую систему, и обеспечивающий движение информации снизу (от каждого предприятия) вверх (к головным управляющим компаниям и государственным органам управления).
Комплексное решение задач включает в себя создание:
нормативно-методического обеспечения;
реестра основных производственных фондов;
реестра выпускаемой продукции;
набора ключевых показателей оценки эффективности (KPI);
механизма автоматизации процессов сбора хранения и обработки данных.
Современные тенденции развития промышленности в новых экономических условиях предъявляют следующие требования к решениям по управлению ОПФ:
обеспечение стратегической независимости отечественной промышленности от иностранных разработок (импортозамещение);
обеспечение соответствия отечественным и мировым стандартам;
соответствие отечественному законодательству;
адаптивность под выполнение задач на всех уровнях управления;
оперативность внесения изменений в действующие механизмы управления;
сокращение затрат на внедрение и поддержку.
Подобный комплекс создан на базе информационно аналитической системы управления основными производственными фондами (ИАС – Управление ОПФ), разработанного с учетом мировых практик, опыт которых отражён в международных стандартах PASS 55 (Asset Management), ISO 55000 (Asset management) и отечественных стандартах ГОСТ Р 55235.Х (Менеджмент активов) ГОСТ Р 55.Х.Х.Х (Управление активами), ГОСТ Р 27.ХХХ (Надёжность в технике), ГОСТ Р 51901.Х (Менеджмент риска), ГОСТ Р 541ХХ (Менеджмент риска) и рекомендациях Р 50.1.ХХХ (Менеджмент риска).
Комплексное решение, обеспечивает:
1. На уровне государственного и корпоративного управления:
получение актуальной и достоверной информации о состоянии и эффективности управления ОПФ;
получение информации о текущей загрузке ОПФ, планах модернизации и развития предприятий;
получение информации о ходе выполнения государственных и коммерческих заказов;
поддержку формирования и корректировок планов по размещению и выполнению заказов;
оценку рисков невыполнения заказов в срок;
получение информации о потребностях предприятий и организаций в инвестициях.
2. На уровне предприятий и организаций:
оперативное предоставление отчетной информации, затребованную верхними уровнями управления;
подтверждение обоснованности потребностей в инвестициях на модернизацию и развитие производств.
Комплексное решение в области управления ОПФ может предоставить широкие возможности по накоплению, анализу и обмену информацией между территориально распределенными пользователями, объединенными в единую (государственную, корпоративную и т.д.) сеть.
Использование современных средств информационной защиты, позволяет пользователям работать с информацией, составляющей государственную и коммерческую тайну.
Решения по интеграции различных информационных систем, связанных с управлением ОПФ в течении их жизненного цикла (EAM, ERP, CMMS OLAP, BI и др.), значительно повышает эффективность сбора данных для оперативного предоставления единообразной информации на всех уровнях управления, обеспечивая при этом возможность сравнения данных, собранных непосредственно из первоисточников, что способствует выявлению недостающей и недостоверной информации.
Накопление исторических данных о состоянии и эффективности использования ОПФ позволяет выявлять возможные риски, связанные с износом и устареванием физических активов предприятий и организаций, а также прогнозировать потребности в инвестициях на развитие и модернизацию производства.